Бассейн реки Бикин – это один из стержневых элементов целостной геоэкосистемы Сихотэ-Алиня, включающей бассейновые природные комплексы ее центральной части. Нарушение одного из элементов этой системы может повлечь необратимые изменения не только экологического баланса, но и социально-культурного ландшафта. На базе природных ресурсов реки Бикин исторически формировался уникальный культурно-хозяйственный комплекс удэгейцев, нанайцев и орочей, отличительными особенностями которого являлась его тесная связь с природой и зависимость от среды обитания.

Данная территория, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации (от 8 мая 2009 г. № 631-р), является местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации (от 11 января 1993 г. № 22) «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера» (с изменениями на 23 января 2000 г.) он также являлся местом проживания коренных малочисленных народов Севера: удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков. Они компактно расселены в селе Красный Яр и поселках Олон и Охотничий Краснояровского сельсовета, на территории, которая имеет статус территории традиционного природопользования регионального значения, согласно Постановлению Главы Администрации Приморского края №165 от 11.06.1992 г. «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов, проживающих в Пожарском районе».

Названные народы являются коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока и входят в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации (в ред. постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 № 760, от 18.05.2010 № 352, от 17.06.2010 № 453).

Применительно к условиям Приморского края традиционный образ жизни коренных малочисленных народов определяется охотой, рыболовством, собирательством и заготовкой пищевого, лекарственного и технического сырья, именно эти виды традиционного природопользования и составляют основу жизнеобеспечения коренных народов, проживающих в поселениях Краснояровского сельского совета.

Представители коренных малочисленных народов составляют около 80% жителей поселений Краснояровского сельского совета. Большую часть составляют удэгейцы – 77%; нанайцы составляют 20%; орочи – 1,8% и эвенки – 1%.

На Бикине удэгейцы жили преимущественно родовыми стойбищами, насчитывающими по три – пять малых семей, в зависимости от того, сколько у главы рода было детей. В некоторых местах они жили территориально-соседскими общинами. В летнее время удэгейцы кочевали по многочисленным притокам бикинского бассейна, где охотились, рыбачили, собирали дикорастущие растения, кедровые шишки. Из шкур животных, рыбьей кожи изготавливали одежду и обувь, мясо шло в пищу.

Члены рода сообща владели промысловыми угодьями, не имевшими жесткого деления, границы территорий были прозрачны. Представители всех родов знали, на какой территории кочуют или занимаются охотой те или иные группы.

Индивидуальной собственностью являлись лишь орудия труда, изготавливаемые самими охотниками – ножи, копья, луки, ловушки и т. д., а с конца XIX века – огнестрельное оружие, которое поступало в край сначала через китайцев и маньчжуров, а затем через русских.

Охота является основой традиционного образа жизни краснояровских аборигенов. С охотой у удэгейцев был связан весь жизненный уклад, материальная и духовная культура. Она являлась основой жизнеобеспечения. Охотились удэгейцы почти круглый год. Традиционными объектами промысла были изюбр, лось, пятнистый олень, кабарга, медведь, соболь, барсук, енотовидная собака, колонок, белка и др. Мясо употреблялось в пищу, а субпродукты, кроме того, и для лечебных целей, шкуры использовались для пошива одежды, обуви и головных уборов.

Способы охоты у удэгейцев, как и у других аборигенов тайги, отличались разнообразием, и они владели ими в совершенстве: могли «на слух зверя убить» или «с одного патрона утку». Меткость удэгейцев и их умение выследить зверя были известны далеко за пределами края.

Сегодня потомки бикинских удэгейцев проживают в Краснояровских селениях – это роды Канчуга, Суляндзига, Геонка, Амулинка, Сундига, Суанка, Пеонка, Кукчинка, Кья, Сигде, Кялундзига, Коленчуга, Маринка. Некоторые из этих фамилий появились на Бикине значительно позже, в результате переселения из других районов или бассейнов рек. К существенным изменениям в структуре населения приводили интенсивная вырубка лесов, создание колхозов с несвойственными местному населению формами хозяйствования, укрупнение поселков и другие нововведения государства.

После неудачного опыта специализации колхозов на зерновом земледелии, животноводстве, овощеводстве, с 1962 г. на базе колхозов стали создаваться госпромхозы и коопзверопромхозы. Был создан госпромхоз «Пожарский» и на реке Бикин.

Во время обустройства артелей и госпромхозов территориально-родовое деление было взято за основу при выделении охотникам и их семьям промысловых участков. Наличие семейных зимовий на промысловых угодьях служило основанием для закрепления того или иного участка именно за тем человеком, чьи предки вели на нем традиционный промысел.

Кроме охоты, местные аборигены занимаются рыболовством и собирательством.

В начале 1990-х годов стали закладываться предпосылки для культурного возрождения коренных народов и определения себя как единой общности. Это связано с демократическими преобразованиями в стране и на местах, когда руководителями в госпромхозе «Пожарский» стали представители коренных малочисленных народов.

В 1990 г. на общем сходе жителей Красного Яра и Олона, Краснояровский сельсовет получил статус национального, а среднее и верхнее течение р. Бикин и примыкающая к ним тайга были признаны жизненно важными для существования местного коренного населения.

До 1990-х годов на территории «Пожарского» ГПХ стабильно работало хозяйство, обеспечивались гарантированные пути сбыта охотничьей продукции и постоянную заработную плату. Все это давало уверенность в завтрашнем дне. Но после политических изменений в стране и начавшихся экономических преобразований (переход на рыночные отношения) началось критическое время для промысловой деятельности.

С распадом коллективных хозяйств и сокращением контроля со стороны государства ухудшилась система охраны окружающей среды и охотничьих угодий. Деятельность лесозаготовительных промышленных компаний приводила к сокращению площади охотничьих угодий, а строительство дорог и развитие инфраструктуры – к большей доступности прежде сохранных таежных территорий. В результате в места традиционного промысла начался бесконтрольный наплыв туристов, охотников-любителей, путешественников, большинство из которых вели браконьерский промысел, а также грабили, разоряли и поджигали зимовья. Отсутствие должного контроля над наемными рабочими также вело к браконьерскому использованию лесных ресурсов.

Весь уклад жизни удэгейцев связан с тайгой, и, когда происходят резкие изменения в устоявшихся формах хозяйствования, а особенно, когда подрывается сырьевая база промыслового хозяйства, происходит уничтожение основ существования удэгейцев, которые не хотят и не в состоянии жить в другой экологической нише.

Стоит сказать, что местные удэгейцы, нанайцы, орочи никогда не ждали поблажек от власти и сами всеми законными способами защищали свои интересы и свои земли.

К примеру, связи в 1970-х годах на сходе местных жителей Красного Яра в адрес Правительства РСФСР было составлено письмо с просьбой о защите особо ценных кедровых лесов на Бикине. В результате в 1971 г. Совет Министров РСФСР, рассмотрев конфликтную ситуацию, удовлетворил просьбу и официально закрепил кедровые леса средней части бикинской долины в качестве охотничьих угодий с переводом их в первую эксплуатационную группу. Это решение позволило сохранить часть леса, в том числе и выделенную сейчас орехо-промысловую зону, от промышленных рубок.

Следующий этап наступления промышленного освоения этих территорий был связан с «Делом об СП “Светлая”». Совместное советско-южнокорейское предприятие «Светлая» было создано в 1980-х годах с целью продвижения на международный рынок лесной продукции. А также со «стремлением избежать близящейся экологической катастрофы, связанной с засыханием и вымиранием елово-пихтовых лесов в верховьях р. Бикин», которое началось в последние 5–10 лет. Под этим предлогом был разработан проект скорейшей рубки лесов с последующей их регенерацией искусственными насаждениями. Компания создавала привлекательные условия обещаниями строительства дорог, лесопромышленных предприятий, значительных отчислений в социальную сферу.

Однако реалии существенно отличались от планов.

8 августа 1992 г. вооруженные удэгейцы начали пикетирование района предполагаемых вырубок, а начиная с 10 августа они заявили свой протест у здания Краевой администрации во Владивостоке. Аборигены начали активную информационную кампанию, обращаясь ко всем людям за поддержкой: «Тайга – наша спасительница. Ее нельзя оценивать в деньгах. Это – наша жизнь, наш родной дом, наша кормилица. Вырубят тайгу – исчезнут бикинские удэгейцы».

Действия небольшого народа, защищающего не только свои территории, но и уникальный уголок Приморской тайги, поддержало большинство населения Приморского края. Самоотверженное поведение привлекло внимание международного сообщества, экологических организаций и общественности. Уссурийское казачество приняло участие в патрулировании границ бикинской тайги в верховьях.

Тогда удэгейцы проявили стойкость и сумели отстоять свои леса. Совместное предприятие было вынуждено под давлением местного населения прекратить свою работу.

Важным рычагом улучшения ситуации является развитие самоуправления и модернизация аборигенных хозяйств, ориентированных на переработку и продажу продукции. Кроме того, сообща легче защищать свои законные права и интересы.

Самоорганизация представителей коренных малочисленных народов, проживающих в населенных пунктах Краснояровского сельского совета привела к образованию общины «Тигр».

Община была зарегистрирована 27 июня 2003 года.

Почему именно «Тигр»?

Тигр в удэгейской культуре – это не просто сильное и опасное животное, в его образе сочетаются разные пласты анимистических верований. С тигром связаны религиозные представления, в которых он выступает священным родственником некоторых удэгейских фамилий. По некоторым данным, первоначально тигр был тотемным животным у бикинских удэгейцев рода Канчуга, у орочей – рода Еминка, у нанайцев – Актенка, позднее этот тотем распространился и на другие роды уссурийских народов. Но не только представители этих родов почитали тигра.

Все коренные народы Приморья и Приамурья к тигру относились как к могущественному покровителю и защитнику, у которого можно попросить помощи и удачи. В отношениях с ним существовала такая же регламентация поведения, как и среди родственников. Удэгейские правила предписывали, что только член рода, связанный узами мифического родства с тигром, мог брать часть его добычи безнаказанно. На тигра распространялся обычай кровной мести: если он нападал или убивал кого-то из удэгейцев, то члены пострадавшего рода должны были мстить «провинившемуся» животному, которым, по их представлениям, завладел злой дух. Только в таком случае можно было убить тигра. В других случаях священное животное не убивали. В представлениях и обрядах, связанных с тигром, сочетаются древнейшие тотемические представления и элементы промысловых культов.

Более того, к тигру стали относились как к хозяину тайги или как к мудрому учителю.

С момента образования Общины ее бессменным руководителем является один из самых уважаемых среди приморских и не только приморских представителей коренных малочисленных народов, почетный житель Пожарского района Владимир Аркадьевич Ширко.

Долгое время Община являлась единственной возможностью для местных удэгейцев сохранить свои земли. Она давала работу, позволяя обеспечить занятость представителей коренных малочисленных народов, а значит, и обеспечить им средства существования через получение заработной платы, обеспечить их в старости.

Именно ТСО КМН «Тигр» своим существованием, своей деятельностью позволила сохранить девственную природу местных лесов и саму реку Бикин.

Достаточно сказать, что за все время существования Общины на принадлежащих ей лесных угодьях не было зафиксировано ни одного лесного пожара, а поголовье обитающего здесь амурского тигра не только не сокращалось, но и постоянно росло!

Община занималась и занимается до сих пор официальным охотничьим промыслом на территории среднего и верхнего Бикина. Свою деятельность община осуществляет в рамках государственного правового регулирования. На федеральном уровне использование ресурсов животного мира в целях охоты и регулирование поведения охотника и ведения охотничьей деятельности осуществляется на основании Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.09 г.

Община без оплаты предоставляет охотнику лицензии, согласно действующему законодательству Российской Федерации, на заготовку разных видов продукции.

Все промысловые работники являются членами общины и с ними дополнительно заключены договоры на предоставление охотничьих участков на территории хозяйства общины. У Общины есть действующий договор аренды на 49 лет на орехово-промысловую зону. Есть договор аренды на охотничьи угодья.

Правда, размеры этих угодий значительно сократились в последние два года. И это связано не с желаниями членов Общины, а с решением нынешнего руководства Приморского края.

Проблемы у местных представителей коренных малочисленных народов начались вновь в 2014 году не от лесозаготовителей или браконьеров, проблемы начались после принятия решения главой государства о создании в Пожарском районе в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов национального парка «Бикин».

Отдавая Распоряжение о создании национального парка, глава государства поручил чиновникам Правительства максимально учесть интересы местного населения, вплоть до внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации. Исполнение этих поручений должно было еще более закрепить права людей на исконные земли и исконный образ жизни.

Но, как это зачастую бывает, Распоряжение выполнили, а поручения исполнить забыли или не захотели.

В результате чего, созданный на территории традиционного природопользования национальный парк «Бикин» стал не подспорьем для местного населения, а преградой для удэгейцев. Преградой для ведения ими традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.

И вновь местным представителям коренных малочисленных народов приходится всеми способами отстаивать свои законные интересы.

Эту заботу взяла на себя Община «Тигр». Уже выиграно несколько судов, и предстоят новые.

После обращений Общины в суд, позволивший охотникам и рыбакам вновь вернуться на свои угодья, чиновники министерства экологии и природных ресурсов России предпринимают все меры, используют все административные рычаги для того, чтобы сломить Общины, местных удэгейцев, чтобы лишить их законных прав на привычную жизнь, на собственные земли, на охоту и рыбалку.

У Общины пытаются любыми способами отобрать арендуемые земли, а саму общину ликвидировать.

Удивительна в данной ситуации позиция администрации Приморья, которая встала не на защиту коренных приморцев, а скорее поддерживает действия министерских чиновников. Возможно это связано с тем, что некоторые чиновники краевой администрации занимающие ныне высокие посты, ранее участвовали в создании национального парка и именно они были в числе тех, кто не выполнил поручения Президента РФ.

В тоже время местное население поддерживает именно ТСО КМН «Тигр».

И это подтверждается фактами.

Только за первые два месяца 2020 года из национального парка «Бикин» уволилось почти десять местных удэгейцев, в тоже время в период с мая 2018 года по декабрь 2019 года численность общины выросла более чем в 8 раз. Сегодня в общину входят 267 активных членов, что с учетом членов семей составляет более половины жителей населенных пунктов, объединенных краснояроским сельским советом.

Членами Общины являются не только представители коренных народов, но и другие жители сел, законодательно приравненные к коренным малочисленным народам и ведущие традиционный образ жизни.

При этом Община занимается не только активной хозяйственной и правозащитной деятельностью. Ведется серьезная работа по сохранению этнической культуры, осуществляется благотворительная деятельность.

Община участвовала в создании этноцентра в селе Красный Яр, имеет собственный цех народных промыслов, ансамбль национального танца.

Община активно поддерживает за счет собственных средств местную школу № 15, оказывает финансовую помощь пенсионерам, участникам войны, малообеспеченным семьям…

Мы в соцсетях
  • https://www.youtube.com/channel/UCh6kJq8vk3Vh95ifzmAEplQ?view_as=subscriber
  • https://www.instagram.com/tsokmntiger/

Подпишитесь на нас в Instagram:

@tsokmntiger

©2023 
Сайт создан на Wix.com

+79147037910

+7(42357)37665

tso_kmn_amba@mail.ru

  • https://www.youtube.com/channel/UCh6kJq8vk3Vh95ifzmAEplQ?view_as=subscriber
  • https://www.instagram.com/tsokmntiger/